Главная / НОВОСТИ / Депутаты района предлагают внести поправки в федеральный закон

Депутаты района предлагают внести поправки в федеральный закон

Актуально ли  в наше время воспитание трудом? — такой вопрос задают работники детского дома

 

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». С этим  известным педагогическим постулатом трудно не согласиться. А если дом ребенка — это детский дом?

С какими  трудностями сталкиваются сегодня работники детских домов, чья задача — заменить семью ребенку, лишённому родительского внимания и воспитания? Эта непростая тема обсуждалась на одном из заседаний Собрания депутатов АМР.

—  В настоящее время ребенок в детский дом поступает в сознательном возрасте: 12-14 лет. Это, чаще всего, сформировавшаяся личность, — в начале встречи заострила внимание собравшихся директор Миньярского детского дома Светлана Худайбердина. — К сожалению, к этим годам он уже успел познать многие пороки современного общества. Как следствие — он состоит на учете в отделе по делам несовершеннолетних, у него есть приводы в полицию. Поэтому поначалу мы к нему присматриваемся, консультируемся с  врачами-специалистами: психиатрами и наркологами. Затем с ним работает педагог-психолог, который составляет рекомендации для нас: как  воспитывать ребенка, чтобы скорректировать его поведение.

Чаще всего, суть этих рекомендаций сводится к тому, чтобы вытянуть ребенка из трясины порока и заинтересовать чем-то позитивным и развивающим. На первом месте стоят физкультура и спорт. В городах, где есть детские дома — Миньяре и Симе — для подростков и молодежи работает немало спортивных секций, тренеры всегда идут навстречу пожеланиям воспитателей.

— Но воспитанники детского дома быстро теряют интерес к любым занятиям, — продолжила Светлана Ракитовна. — Беда в том, что этим детям не знакомо понятие «дисциплина». Они не знают слова «нет», обязанности, которые есть в семье у каждого ребенка, они считают насилием. «Я жила просто, как Золушка! — возмущалась наша воспитанница, которая пожелала вернуться из приемной семьи в детский дом. — Меня заставляли мыть посуду, ходить за продуктами в магазин…»

Домашние обязанности, труд на приусадебном участке, элементарное обслуживание себя — то, что прививается в семье с самых юных лет, у воспитанников детских домов подросткового возраста встречает жесткое сопротивление.

Они знают все свои права, но ничего не хотят слышать об обязанностях. Когда «домашний» ребенок капризничает, не желая выполнять указания старших, родитель может применить к нему целый спектр убеждений, в том числе, и наказания в виде лишения его удовольствий: сладостей, компьютера, прогулок. Но воспитатели — не родители, они могут убеждать только беседой по душам.

— Получается, что работник детского дома, воспитатель, по сути, не имеет эффективных рычагов воздействия на воспитанников, — включился в разговор председатель Собрания депутатов В.Г. Мартынов. — Более того, он поставлен перед своими воспитанниками практически в бесправное положение. Детский дом в Миньяре рос и развивался у меня на глазах, когда я был главой города. За несколько лет материальная база детского дома выросла в разы. А вот воспитательный аспект, напротив, пострадал.

— Ребята сегодня не имеют возможности трудиться, — подтвердила Светлана Худайбердина. — В прошлые годы мы со своими воспитанниками разрабатывали весь участок, принадлежащий детскому дому, под огород, выкорчевывая пеньки и выкапывая валуны, засаживая его овощами и корнеплодами. Всё лето мы пололи сорняки и поливали грядки, а осенью с гордостью и радостью собирали урожай! Ребята знали, что выполняют серьезное, взрослое дело, на хулиганство и баловство у них просто не было времени. По существующему же ныне закону, мы не имеем права привлекать воспитанников к труду без их согласия.

Но ведь опыт многих поколений россиян показывает действенность трудового воспитания. И даже человек, далёкий от педагогики, вспомнит Антона Макаренко, который посредством труда растил из беспризорников достойных членов общества.

— Давайте подведем итог нашему разговору, — обратился к директору детского дома депутат ЗСО  А.Ю. Решетников, — За последние годы много ли ваших выпускников смогли найти себя во взрослой жизни: получить образование, устроиться на работу, создать семью?

— По приблизительным подсчётам, таких детей не более 15%, — горько резюмировала Светлана Ракитовна.

Эти слова вызвали бурное обсуждение всех участников заседания. Предлагалось немало путей решения данной проблемы, которая актуальна не только в Ашинском районе. Она, вне всякого сомнения, требует решения в областном и даже федеральном масштабе.

— От  Собрания депутатов АМР предлагаю направить обращение в Областную и Государственную Думы с просьбой внести поправки в существующий закон, запрещающий привлекать к общественно-полезному труду детей и подростков, — сказал в завершение заседания В.Г. Мартынов.

 

Юлия СЕРГЕЕВА

Система Orphus