Главная / ОБЩЕСТВО / Музей кропачевской школы №26 приобретет новый статус

Музей кропачевской школы №26 приобретет новый статус

muzey-kropachevskoy-shkoly-26

   Школа … Казалось бы, что может быть в ней неизвестного? За дверями каждого кабинета привычные парты, стулья, доски, портфели, дневники, учебники…. Но есть в ее недрах средоточие памяти канувших в Лету десятилетий и даже столетий, бережно сохраненных и собранных для современников.

Многие поколения учеников кропачевской школы №26 пополняли и продолжают пополнять новыми экспонатами школьный музей, где витает героический дух участников Великой Отечественной войны и быта кропачевцев глубокой древности.

Основная масса экспонатов зала Боевой Славы была собрана еще в советские времена. В непростые 90-е гг. школьный музей был упакован по коробкам, переезжал из кабинета в кабинет, но вновь вернулся на прежнее место. В тот момент всем миром и с удвоенной силой стали возрождать его к жизни, задумав создать новую экспозицию краеведческого содержания, которая появилась в музее в 2007 году. Об этом нам рассказала ее хранительница, краевед и педагог школы Наталья Геннадьевна Томилова.

Идея ребятам очень понравилась, и буквально за пару лет в краеведческом зале появились экспонаты, позавидовать наличию которых может полноценный краеведческий музей. Старинный буфет, комод, стулья, ткацкий станок и тканые половики, прялки всевозможных видов, кухонная утварь, берестяной туесок, дежи для квашни, крынки, инструменты, лапти, кирзовые сапоги и одежда, предметы обихода, кадки, сундуки, угольные утюги, резные оконные наличники — всему нашлось место. По старинным эскизам сделали для музея зыбку, обустроили спальную и обеденную зоны.

— Ткацкий стан собирали по частям, — рассказывает Наталья Геннадьевна. — Ходили с ребятами по домам, к бабушкам, и в результате он у нас появился. Ребята с удовольствием сюда приходят и находят на полках свои экспонаты, которыми когда-то пополнили нашу раритетную коллекцию. В школе введен новый предмет — краеведение. В этой комнате проводят внеклассные мероприятия, в том числе для руководителей НОУ, классные часы, некоторые экспонаты используют на уроках ИЗО.

Чтобы картина быта была полной и законченной, в планах преподавателя воспроизвести в макете русскую печь.

Еще, будучи ученицей кропачевской школы, а ныне заведующая комнатой Боевой Славы Ольга Евгеньевна помнит большинство экспонатов, которые доставались школьникам всевозможными способами.

— Винтовку и пистолет ребята случайно нашли, когда перекапывали огород, — рассказывает Ольга Евгеньевна Козлова, демонстрируя изрядно проржавевшее оружие. — Раньше часто ученики ездили по местам боевой славы и привозили из поездок уникальные материалы.  

К 30-летию Курской битвы в «Стальной искре» появилась статья, в которой автор описал подвиг своего сослуживца, кропачевца Петра Нурмухаметова. Он участвовал в сражении на Курской дуге, уничтожив за три боя одиннадцать фашистских танков, будучи наводчиком артиллерийского орудия. В бою он погиб.  Прочитав статью, ученики решили найти его близких. Нашли маму и сестру героя,  и привезли им с места гибели бойца из деревни Шеино горсть земли.

— Сейчас у нас сложилась хорошая традиция, — продолжает рассказ Ольга Евгеньевна, — к различным датам или событиям школьники собирают тематический материал краеведческого содержания, систематизируют и оформляют. Одно из последних заданий было посвящено Году учителя. Наши школьники собрали информацию о педагогах школы, составили биографические справки, проиллюстрировав работы фотографиями.

Ольга Евгеньевна продолжает демонстрировать нам содержание фондов музея. В век компьютеризации, когда оформление текстов теперь совсем не проблема и занимает небольшое количество времени, листы альбомов, исписанные каллиграфическим почерком, хранящие подробные отчеты о проделанной школьниками работе, будь то поставленный спектакль, выступления художественной самодеятельности, многодневный поход вызывают восторг и удивление проявленному терпению и аккуратности исполнения.

Так кропотливо собирается история школы, которой уже более полувека. В задумках преподавателей предоставить возможность пользователям познакомиться с экспонатами музея виртуально. Но пока музей проходит кропотливые процессы инвентаризации и паспортизации, а когда они закончатся, ему будет присвоен новый официальный статус — действующего.

Инна Зеленева

Система Orphus