Главная / ОБЩЕСТВО / В этом году рабочему посёлку Кропачёво исполняется 120 лет

В этом году рабочему посёлку Кропачёво исполняется 120 лет

Своим рождением посёлок обязан Самаро-Златоустовской железной дороге, одноколейный путь которой был проложен по территории Симского горнозаводского округа в 1889-1890 гг

Строительством магистрали в то время успешно руководил инженер путей сообщения Константин Яковлевич Михайловский. Самыми сложными в границах Симского горного округа оказались изыскания пути от Ерала до места предполагаемой станции, которые осуществляли инженеры братья Кропачевы. Первоначальный план трассы предполагал наиболее короткий путь от села Ерал вдоль Мохового болота прямиком на Усть-Катав. Второй вариант, предложенный братьями Кропачевыми, был несколько длиннее и извилистее: от Ерала через так называемое «Дунькино колено» с выходом на плато близ башкирской деревни Яхино. Но этот проект, в итоге, оказался менее затратным и не столь рисковым. Его и приняли в разработку.

Отсюда и первая версия, почему основанная здесь в 1890 году линейная станция получила название Кропачёво – по фамилии братьев-путейцев. По другой версии станция названа так в честь купца-подрядчика Александра Павловича Кропачева (1824-1906 гг.), основного поставщика хлеба и прочего провианта по льготным ценам для строителей Самаро-Златоустовской железной дороги.

Полагаю, что обе версии имеют право на существование. Вот что говорится на этот счёт в Википедии: «В 1890 году министерство путей сообщения Российской империи за большой вклад пермского купца и промышленника Александра Павловича Кропачева в развитие системы транспорта в стране приняло решение назвать одну из станций Самаро-Златоустовской железной дороги его именем – «Кропачев». Добавлю: путейцам в то же время хотелось оставить память и о двух братьях-инженерах Кропачевых. Так и разрешился этот вопрос: название станции по праву трансформировалось из «Кропачев» в слово «Кропачёво», что мы и имеем на сегодняшний день.

В этой связи вынужден, однако, заметить, что с неверной подачи челябинского краеведа Н.И.Шувалова в ряде последующих публикаций название станции, якобы как исторически правильное, выводится в транскрипции «Корпачёво», а уж, мол, потом, со временем оно превратилось в «Кропачёво». (См.: Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск, 1982, с.64; Сурин Л. Корпачёво или Кропачёво? – «Челябинский рабочий», 16.01.1983 г.; Литвинов В. Православие на земле Кропачёво. – «Стальная искра», 22.05.2020 г.). Но это не более чем досадная ошибка. Никогда станция не именовалась словом «Корпачёво»! Просто в лексиконе колхозников и жителей сёл, окружающих станцию, действительно, когда-то бытовало искажённое разговорное слово «Корпачёво», видимо, для упрощения в произношении. Исторические же лица, как известно, и братья-инженеры, и купец 1-й гильдии, в честь которых и была названа станция, свою фамилию писали строго как Кропачевы, и не иначе.

А теперь обратимся к истории посёлка, сформированному вокруг станции к 1900 году. Кстати сказать, в том же году он и получил своё название – Андреевский (Андреевка), в честь родившегося тогда в семье управляющего округом А.И.Умова сына Андрея. Практически, посёлок стал расти с первых же лет существования станции.

Но если в конце 90-х годов XIX века в нём было всего семь жилых домов, то в последующие годы число их резко увеличилось. Так, по данным первой советской переписи населения 1920 года, в посёлке Андреевский, входящий территориально в состав Еральской волости, насчитывалось уже 183 домохозяйства, в которых проживало 909 человек В 1929 году посёлок Андреевский был отнесён к категории посёлка городского типа и получил такое же название, как и станция – Кропачёво. А на его территории был создан колхоз имени К.В.Рындина, просуществовавший, правда, недолго – всего семь лет.

Николай Пудовкин,

фото из свободных источников

Система Orphus
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com