Главная / ОБРАЗОВАНИЕ / В миньярском детском саду «Журавлик» созданы все условия для развития особых детей
Воспитатели Ю. Грачева (слева) и А. Рязанова с подопечными. Фото автора

В миньярском детском саду «Журавлик» созданы все условия для развития особых детей

Заболевание — не помеха для общения детей, считают в этом дошкольном учреждении

Их называют особыми детьми — маленьких людей с диагнозами ДЦП, аутизма, синдрома Дауна. Они живут рядом с нами, а мы чаще всего их жалеем,  сочувствуем и… отводим взгляд. Хотя не всегда.

Поводом к написанию этого материала стал случайный разговор со Светланой, мамой Тимура. Это миньярский мальчишка, который ходит в садик, растет и развивается вместе со здоровыми детьми, несмотря на свой диагноз, — детский церебральный паралич.

— Если бы мы жили в большом городе, думаю, навряд ли нас взяли в садик, — делится Светлана. — Здесь, в Миньяре, с этим проблем нет. И мы очень благодарны директору детского сада №5 «Журавлик» Татьяне Анатольевне Стручинской и всем воспитателям за доброе отношение к нашим детям.

На первый взгляд, это естественно. Ведь не секрет, что никто из нас ни от чего не застрахован. И у здоровых родителей в благополучной семье может родиться тяжелобольной ребенок. Откуда тогда агрессия и отторжение к таким детям?  Периодически на телевидении и в прессе, как вспышки на Солнце, появляются новости: «Девочку с ДЦП не пустили на утренник», «Сестру-инвалида топ-модели Натальи Водяновой выгнали из кафе». Причина проста — они родились не такими, как все. Они, и правда, особые.

— Когда Тимур пришел к нам, то не мог уверенно держать кисточку в руке, а теперь посмотрите, как он рисует, — говорит воспитатель коррекционной группы Юлия Грачева. Мальчишка старательно выводит линии, и вот на белом листе появляется семейный портрет. —  Он настоящий боец, никогда не сдается. Устал, что-то не получается — я уговариваю отложить карандаш и отдохнуть. Но пока Тимур не добьется нужного ему результата, не остановится. У нас есть еще один художник, — продолжает Юлия Валерьевна. — У мальчика также диагноз ДЦП, но, глядя на его рисунки, понимаешь, что у него большой талант. Он очень красиво рисует карандашом, так что вполне вероятно, что перед нами будущий график. Мы разговаривали с родителями и рекомендовали записать ребенка в художественную школу. У нас уже накопился определенный опыт работы с такими детьми и есть хорошие результаты, когда по прошествии нескольких лет ребенку меняли диагноз на более легкий.

Коррекционная группа детского сада №5 «Журавлик» г. Миньяр для детей с ограниченными возможностями здоровья была основана в 2003 году. Сегодня ее посещает 14 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Здесь созданы все условия, чтобы особые дети росли и развивались.

— Мы занимаемся по специальной программе, — рассказывает Юлия Грачева, — с учетом особенностей развития наших деток. Например, ребенка-аутиста сначала нужно научить концентрировать внимание и слушать. Процесс этот небыстрый, он требует профессиональных знаний. Поэтому, кроме специальности воспитатель, я получила диплом психолога. Также в нашей группе работают педагог-дефектолог Елена Викторовна Разина и воспитатель-логопед Алина Рифгатовна Рязанова, которая делает с ребятами речевую гимнастику и даже массаж языка.

В детском саду есть свой бассейн, который просто необходим для реабилитации  детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Оборудована сенсорная комната, где ребята с удовольствием проводят свое время. В распоряжении малышей световой тоннель, который помогает расслабиться и убрать нервное напряжение, кресло-трансформер, сухой бассейн и даже специальный стол с подсветкой и песком для рисования. Это современный метод терапии. Он хорош в развитии творческих способностей и благотворно влияет на психику.

— Мы не делим детей на здоровых и больных, — продолжает Юлия Валерьевна. — Более того, мы считаем, что все ребятишки одинаковы. Они хотят бегать, прыгать, играть с другими. Ведь каждый человек, и маленький, и большой, нуждается в общении, даже, если у него серьезный диагноз. Посмотрите на наших детей. Они вместе рисуют, лепят, занимаются музыкой и даже не думают о том, у кого какие проблемы. Да, кто-то из них не может бегать по состоянию здоровья и даже ходит с трудом. Мы объясняем ребятам: «Осторожно, у него болят ножки». Этого достаточно, чтобы другие ребята это поняли. Я полностью согласна с тем, что наших детей называют особыми. Если среди здоровых ребят в детском саду мы часто видим проявление агрессии — они могут толкнуть, ударить, стукнуть, у нас это большая редкость. Больше того, в группе есть определенная преемственность. Старшие всегда помогают младшим. Попросите любого мальчика застегнуть сандалик соседу, и вы никогда не услышите: «А почему я?» Они абсолютно свободны и не закомплексованы, с удовольствием участвуют во всех мероприятиях и утренниках вместе со здоровыми сверстниками. Если кого и нужно ободрять и мотивировать не опускать рук, так это, в первую очередь, родителей. Многие из них не готовы открыто говорить о том, что их ребенок инвалид, и даже стыдятся этого. К сожалению, такая проблема есть, и это болезнь нашего общества. А болезни нужно лечить.

Елена Котова

Система Orphus