Главная / НОВОСТИ / Краевед Николай Пудовкин создает нерукотворный памятник своей малой родине

Краевед Николай Пудовкин создает нерукотворный памятник своей малой родине

Много лет он ведет работу по изучению истории родного села и района

 

Николай Васильевич Пудовкин —  историк по образованию, педагог, учёный и краевед по призванию, первопроходец в исследовании истории Илекского сельского поселения. Автор книги «На круги своя». Глядя на этого подтянутого, энергичного мужчину с добрыми глазами, можно сказать: тот, кто ищет смысл жизни, обязательно его находит.

Николай Васильевич родился в селе Илек. Родители были простыми людьми и сына с детства приучили к нелёгкому крестьянскому труду.

— Из родного села я уезжал только на два года службы в ракетных войсках, да на период учёбы в вузе, — рассказывает о себе наш визави. — С 10-ти лет я начал носить воду на коромысле, а до реки от дома было неблизко — метров 400, до родника же и подавно — целый километр. С 12-ти лет начал косить траву, а в 14 взял стоговые вилы, помогая родителям заготавливать сено.

Рассказывая о годах учёбы, Н.В. Пудовкин подтвердил, как непросто даётся порой выбор жизненного пути и как легко при этом можно наделать ошибок. Закончив десятилетку в п. Кропачёво, многие  мальчишки из выпускных классов решили поступать в Челябинское высшее военно-авиационное училище лётчиков-штурманов. После медицинской комиссии до экзаменов было допущено только двое, один из них — Николай. Друг на экзамене завалил математику, в результате поступил только Пудовкин.

— Ещё до начала учебного процесса нас провели по всем аудиториям, нашпигованным различными приборами и технической аппаратурой, — рассказывает Николай Васильевич. —  И тут моя лётная романтика развеялась. Я осознал, что ошибся в выборе профессии: математические расчёты — это не моё. Подал рапорт на отчисление, а через год поступил на заочное отделение юридического факультета БГУ в Уфе.

Здесь учёба пошла с увлечением, но случился следующий казус. Горком партии направил его на работу в милицию — командиром взвода вневедомственной охраны, а он хотел заниматься именно юриспруденцией.

— И я, к сожалению, по молодости и глупости отказался от должности, — продолжает рассказ Николай Васильевич, — вызвав справедливый гнев партийных работников. Мне тогда дали понять: или юрфак и работа в органах, или отчисление. Я не стал дожидаться проблем и сам подал заявление на отчисление, проучившись всего один семестр.

Через год он поступил на дневное отделение исторического факультета Уральского госуниверситета им. А.М. Горького, который успешно окончил в 1978 году. Его дипломная работа краеведческой направленности «Возникновение и деятельность большевистского подполья в Симском горном округе накануне и в годы первой русской революции» стала лучшей в университете. Была возможность остаться работать на кафедре истории КПСС в Уральском политехническом институте (УПИ), но «деревенская закваска», как выражается наш герой, вновь позвала домой, на свою малую родину.  Поступил на работу в школу, посвятив ей 37 лет своей жизни, из них 33 года — сельской школе.

—  Как появилась идея создания книги «На круги своя»?

— Если не я, то кто ее написал бы? — улыбается собеседник. —  Как специалист-историк, я просто был обязан исполнить свой гражданский долг — создать нерукотворный памятник своей малой родине.

—  Что было самым сложным и самым приятным в работе над книгой?

— Приятным — заниматься любимым делом, а сложным, пожалуй, осмысление темы, идеи, анализ источников. Не сразу возникло и название книги. Перебрал с десяток заглавий. Остановился на библейском изречении «На круги своя», полагая, что оно наиболее подходящее. Ведь когда-то местность, где ныне доживает свои последние годы уже не село, а маленькая деревушка Илек (26 дворов и 45 человек населения), представляла собой лесные дебри. Люди обжили этот таёжный край, преобразили его, сделали привлекательным для жизни новых поколений. Но благодаря непродуманным реформам века минувшего, жизнь в Илеке, как и в других сёлах района, стала постепенно угасать. Бывшие совхозные поля, где когда-то волнами колосились хлеба, вновь заросли лесом и бурьяном. Два с половиной века назад наши предки корчевали пни, расчищая землю под посевы, а мы, неблагодарные потомки, умудрились вновь уступить эти площади тайге. Словом, всё возвратилось на круги своя…

 

Людмила Саблукова. Фото автора

Система Orphus
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com