Желание сесть за руль и отправиться в дорогу не покидает водителя никогда
Страсть к вождению у Магесума Тимиргазиевича появилась еще в детстве. Материализовались мечты уже в 12 лет, когда подросток гонял по пустырю в сопровождении отца на ЗИСе. А летом 1969 года 18-летний юноша сразу после окончания школы устроился работать в Ашинское автотранспортное предприятие слесарем-учеником. И закрутился счетчик километров дорог, которые предстояло пройти Магесуму. Вскоре он успешно окончил Челябинский автотранспортный техникум. На ашинском предприятии поработал и механиком, и мастером, и инженером. А в 1979 году он резко развернул свою судьбу и уехал в Якутию. В последующие 10 лет Магесум проходил новую «автошколу».
— В Якутии в Оймяконском районе я устроился на комбинат Индигирзолото, — вспоминает наш герой. — Поначалу трудился механиком. Спустя год наконец сел за руль нового КамАЗа. У северных дорог нрав крутой и переменчивый. Бывало, что после первого же рейса водители подавали заявление на увольнение.
Магесум наездил не одну тысячу километров по колымской трассе, по «заячьим тропам» Якутии и Магаданской области. Так называли дороги, точнее узкие полоски, оставшиеся после размыва их селями — мощными грязевыми потоками. Пробирались по дорогам, залитым после дождя ручьями, с водой в кабине по колено, взбирались по крутым грунтовым путям, чинили вместе с товарищами поломки в 64-х градусный мороз. Рейсы иногда длились до 15-20 дней.
— Часто вспоминаю эти бесконечные, пустынные и нетронутые просторы, леса, поля, реки… На протяжении 300 км не попадалось ни одного селения, — говорит с некоторой ностальгией Магесум. — В 1989 году мы с женой и дочерью, которой не подошел северный климат, переехали сначала в Миньяр, потом в Ашу. Работал я при этом в г. Нижневартовске. В 1999 году я навсегда остался в Аше. Последнее место работы — ФК «Металлург». У уральской дороги не менее крутой характер, который я хорошо изучил за время работы здесь.
Механик ФК «Металлург» Александр Леханов много лет работал с Магесумом Хайдаровым.
— Однажды компании, в которой я трудился, понадобился перевозчик 30-ти кубометров древесины, — рассказывает А. Леханов. — Обратился к Магесуму, и вместе мы поехали на огромном МАЗе. Всю дорогу сопровождали нас ливень, грязь, шквальный ветер. На выезде из Лимезов в Башкирии по тяжелой, крутой грунтовой дороге у грузовика ломается кардан. Магесум спокойно выходит из кабины и, буквально ныряя с потоком грязной воды под фуру, чинит серьезную поломку. И после того как он всё исправил и выбрался весь перепачканный, на его лице сияла широченная улыбка! Как будто он только что поймал огромную щуку или пообщался с другом, которого давно не видел. Меня это просто сразило! Есть люди, которые ответственно относятся к своей работе, с головой погружаясь в неё. И Магесум Тимиргазиевич из них. Он обладает профессиональным чутьем, это тот человек, на которого можно положиться. Своим опытом и авторитетом он всегда поддержит в нужную минуту.
— Что такое трудности? Они преходящи и в пути, и в судьбе, — считает Магесум Хайдаров. — Как в песне: «Жизнь — это дорога». В ней и бурные реки, и препятствия, и подъемы, и спуски. Так же и в нашей жизни чередуются счастливые моменты и печали. Только все они проходят: недолго грусть тревожит, быстро минуют и радости. Едешь дальше и снова погружаешься в повседневные мысли. Знаешь, что впереди тебя ждет что-то новое.
Ольга Белановская, фото Ирины Жигар