Главная / ИНТЕРВЬЮ / Лед и пламень

Лед и пламень

И сегодня фестивали, концерты, спектакли — неотъемлемая часть их жизни. Бориса Григорьевича Гусенкова можно часто видеть в жюри различных конкурсов, он входит в состав нескольких общественных организаций. Его супруга, Нэлли Михайловна, находясь на заслуженном отдыхе, охотно помогает сотрудникам выставочного зала  Аши.

Супруги  Гусенковы  вместе  практически  полвека. Их познакомила и объединила профессия. Кто бы мог много лет назад подумать, что профессия работника культуры для обоих станет во всех смыслах судьбоносной.

После окончания 8-го класса,  не имея еще на руках паспорт, Борис решил пойти  работать на Ашинский металлургический завод. Зная настойчивость сына, мама помогла ему в этом стремлении,  и его взяли в механический цех учеником токаря.

—  Что же будет с учебой? — спросили только родители.

—  Пойду в вечернюю школу, — ответил Борис.

Он работал, учился, участвовал в общественной жизни завода, будоражил своими предложениями ребят на комсомольских собраниях. И у него все получалось. Безусловно, его активность не осталась незамеченной руководством завода. И вот Гусенков уже освобожденный секретарь  комсомольской организации АМЗ. Как-то после собрания его вызвал к себе директор  и сказал:

— Мы построили Дворец культуры — это наш подарок комсомольцам. Создавайте кружки, коллективы и занимайтесь в них!

— Ашинская молодежь полюбила ДК, дневала и ночевала в нем, — вспоминает Борис Григорьевич. — Пели, плясали, собирали агитбригады, ездили в колхозы. Я с огромным удовольствием участвовал во всем. Читал стихи,  немного  играл на всех инструментах – такие навыки часто выручали.

Потом его призвали в армию, где  больше половины срока Гусенков был секретарем комитета комсомола батальона.

— Началось все с самого призыва, — рассказывает Борис Григорьевич. — Тогда будущих солдатиков к месту службы возили в товарных вагонах. Мы от Челябинска до Нижнего Тагила ехали трое суток. Нетрудно себе представить, что творилось в этих вагонах. Мне надоело на это смотреть, я встал и спросил: «Ребята, есть комсомольцы?»  И мы быстро навели порядок. А по прибытии  на место меня почти сразу избрали секретарем, хотя эта должность  офицерская была. Уже в  армии я вступил в партию.

… Нэлли Михайловна в это время училась в школе в родном городке Куса. С огромным удовольствием посещала драматический кружок, занималась пением и танцами.

— Мы такие спектакли ставили, — с восторгом и сейчас говорит она. — Нам всегда аплодировали! А на выпускном мне учителя сказали: « Нэлли, тебе прямая дорога в культпросвет». И я поступила в культпросветучилище. После окончания  мне удалось остаться в родном городе.

В это время Борис Григорьевич вернулся в Ашу после армейской службы. Устроился  в ЛПЦ №1, где проработал всего три месяца.

— Затем меня вызвали в партком и сказали: «У тебя есть все данные организатора. Будешь работать директором Дворца культуры». Надо значит надо.

Но почему-то это назначение не произвело на него особого впечатления,  и он практически сразу начал искать себе замену. Нашел, а сам перешел на должность художественного руководителя.

Это было в январе 1964 года. Вновь назначенный директор был хорошо знаком с Нэлли Михайловной и решил пригласить ее на работу в ДК  Аши.

— Я согласия сразу не дала. Хотела сначала посмотреть  предложенное мне место работы, город, — вспоминает она. — Встретили меня в Аше хорошо. Дворец очень понравился, и город — тоже.

— Прихожу на работу, вижу, какая-то незнакомая красавица расхаживает с нашим директором по ДК, — говорит Борис Григорьевич. — Мимо такой женщины  трудно было пройти.

Именно этот день и стал для обоих судьбоносным.

— Я, конечно, тоже сразу обратила внимание на видного и очень интересного молодого человека. Но в тот день нас не представили друг другу. Я уехала,  уже зная, что вернусь. В Ашу приехала в марте.  Стала работать руководителем сразу двух коллективов:  драматического и детского танцевального.

Вот тут-то их пути и пересеклись окончательно. Начались репетиции, совместные поездки по деревням и поселкам.

— Ездили тогда очень много. Если два симпатизирующих друг другу человека все время вместе, что из этого могло вытекать? — спрашивает Нэлли Михайловна. — Конечно, любовь со всеми ее последствиями.

Через год Бориса Григорьевича вновь назначили директором Дворца культуры.

— В подчинении у мужа было непросто?

— Это длилось недолго. Скоро мужа пригласили в исполком на должность заведующего отделом культуры.

У работников культуры заняты не только дни, но и вечера.  И, конечно же, выходные и праздники. Виделись две творческие личности мало, но упреков не было.

— Работа есть работа, и мы оба это понимали, — говорит она. — Мне, как любой женщине, хотелось создать уют в доме. Каждую свободную минуту я посвящала этому. Родились сыновья, и времени катастрофически не хватало. Хотелось многое успеть, реализовать творческие проекты.

А Борису Григорьевичу предложили еще одну должность — заместителя председателя исполкома.

— Тогда так принято было, — рассказывает он. — Уходил в 7 утра, домой возвращался ночью.

— Мне пришлось отказаться от драмколлектива, так как не было возможности разрывать день и ходить на репетиции, но детский танцевальный коллектив оставила за собой. Без работы я свою жизнь не мыслила, — продолжает  Нэлли Михайловна. — Хотя главной на тот момент для меня стала роль жены и матери. Муж настолько был загружен, что просто физически не мог уделять нам много внимания. Плюс  его направили на учебу в высшую партийную школу.

— Конфликтов между вами не было?

— Никогда. Мы понимали друг друга. Один год посчитала, его в общей сложности полгода не было дома. Сыновья, как это нередко случается у работников культуры, были детьми закулисья. Идет, например, смотр «Уральские зори», Дима с Костей сидят тихонько на ступеньках перед сценой. Мама занята с очередным коллективом, а папа — в жюри.

— Кстати, в этом году районный смотр «Уральские зори» проходят уже в 47-й  раз. Вы являетесь его идейным вдохновителем…

—  Как-то ездили в Челябинск, на очередной конкурс, — говорит Борис Григорьевич. — Там выступал коллектив с таким названием. В итоге и коллектив понравился, и название. У меня родилась мысль организовать районный смотр-конкурс коллективов художественной самодеятельности и назвать его «Уральские зори».

— А если уж у него появилась идея, он тут же воплощал ее в жизнь, — продолжает  Нэлли Михайловна. — Всех подключил, всех загрузил. Какие смотры тогда были! Мужские хоры по 100-110 человек стояли на сцене.

Если у Нэлли Михайловны  трудовая деятельность проходила ровно, то Бориса Григорьевича побросало из стороны в сторону. Его неуемная энергия  на двух должностях — зав. отделом культура и зам. председателя горисполкома —  кому-то не давала покоя. Пошли анонимки. Тогда руководство предложило ему на полгода  перейти начальником РСУ, чтобы все успокоилось.

— Полгода растянулись на восемь лет, — говорит он. — Втянулся. Дела пошли, план стали перевыполнять. Территорию благоустроили, подсобное хозяйство завели. Но самой большой гордостью того времени  считаю дом, который удалось построить для работников РСУ.

Но завистливый анонимщик и здесь его достал. Опять письма, опять проверки. Не  выдержал, пошел в горком партии и положил ключи от своего кабинета на стол первого секретаря. И пошел учительствовать в школу. Вскоре предложили  возглавить парткомиссию в горкоме партии.

Через два года — вновь назначили заведующим отделом культуры, затем — начальником этого отдела. Все, что  было сделано в тот период, перечислить невозможно. В Ашу, например, «пришел» Всероссийский фестиваль «Дружба», который живет до сих пор. В 1998 году был открыт музейно-выставочный зал в городе, директором которого стала Нэлли Михайловна.

— Борис Григорьевич, по вашей инициативе была издана Энциклопедия Ашинского района…

— Когда собирали материал для областной энциклопедии, я был в комиссии по ее созданию. Подумал тогда, почему бы свою не издать. В 2007 г. «Энциклопедия» вышла в свет.

В 2005 году Гусенков ушел с должности начальника и  перешел работать режиссером в РДК. У Нэлли Михайловны была налажена работа в выставочном зале. А два года назад оба ушли на заслуженный отдых.

Творческая профессия — это как кожа на теле человека. Она всегда с тобой. В любое время суток. Ее не снять с себя, не кинуть на стул, как одежду. Процесс не останавливается ни на минуту. В одном человеке он бурлит и клокочет, вырывается языками яркого пламени. В другом — рассудок учится вовремя заглушать эмоции и оценивать ситуацию, практически, с ледяным спокойствием. В личных и служебных отношениях у них было всякое. Но лед и пламень этих творческих характеров сделали их союз нерушимым. 

Нина Чалова, фото Ирина Жигар. Архивные фотографии предоставлены семьей Гусенковых

Система Orphus
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com