Главная / СТАТЬИ / Бывших пионеров не бывает, считает ученик Миньярской школы

Бывших пионеров не бывает, считает ученик Миньярской школы

Взрослые люди, с которыми довелось ему пообщаться, и сегодня продолжают жить «по законам пионеров»

 

«Меня зовут Иван, мне 14 лет. Я родился в 2007 году, и я никогда не был пионером. Однако, в современной России любой человек знает, кто такие пионеры, и с лёгкостью узнаёт их на старых фотографиях и открытках по красному галстуку, пилотке и белой рубашке.

Пионерское движение было неотъемлемой частью общественной жизни Союза Советских Социалистических республик.  Оно было создано по инициативе Надежды Крупской. В ноябре 1921 года Крупская в нескольких публичных выступлениях предложила создать новую детскую организацию, основанную на принципах скаутского движения. Сначала к предложению Крупской отнеслись отрицательно, но позже руководители комсомола пересмотрели свое решение и одобрили инициативу, решив создать из новой организации детское коммунистическое движение. Членов организации было решено называть пионерами, что в переводе с французского означает «первопроходец».

19 мая 1922 года считается датой рождения Пионерской организации.

Мой дед — человек социалистического государства, он для меня источник всей  важной информации по этому периоду. Именно мой дед, Николай Петрович рассказал мне впервые о пионерах.

Во-первых, отличников и особо отличившихся принимали в пионеры 22 апреля — в день рождения Владимира Ильича Ленина, а остальных — 19 мая.

Принимали в пионеры на торжественной линейке, дети этим очень гордились. Готовились к этому событию очень серьёзно, учили «Клятву пионера», чтоб от зубов отскакивало, слова песни «Взвейтесь кострами», готовили дневники с хорошими оценками и список взятых и выполненных обязательств. А про волнение, и говорить нечего! Мамы накануне отглаживали новенький алый галстук и проверяли заученные наизусть клятву и слова песни.  Переживали и девочки, и мальчики: «А вдруг не примут?» Пионерами становились не все, отъявленных хулиганов с двоечниками воспитывали, старались помочь, брали с них обещание исправиться.

Во-вторых, символами у пионеров были красный галстук, значок-звезда, пионерское знамя, горн, барабан. Галстук завязывался специальным узлом, три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

В-третьих, в школах были пионерские дружины, а в  классах — отряды. И каждый пионерский отряд особо чтил «Законы пионеров Советского Союза». Законы юных пионеров – это свод основных правил жизни и деятельности членов Всесоюзной пионерской организации, своеобразный этический кодекс.

Школа, в которой я учусь, распахнула для ребят свои двери в 1972 году.  И  пионерская организация в ней заработала сразу, с первыми учениками.  Будучи уверенным, что в истории пионерской организации нашей школы найдётся немало ярких и интересных страниц, я отправился в школьный музей. Мне было любопытно, как жили дети полвека назад? Каким было советское пионерское детство?

Передо мной один из самых старых свидетелей пионерской жизни в нашей школе в 1970-х годах. Это альбом пионерского лагеря лета 1978 года.

Листаю страницы ветхого альбома и первое, что бросается в глаза – список  отряда. Действительно, ведь лучше всего расскажут о том, как была организована пионерская жизнь, что чувствовали, что нравилось и что не нравилось, сами дети. Если взглянуть на список, то возникает сложный вопрос. Это был далёкий 1978 год, как найти этих людей? Ведь они выросли, получили профессию, у них разные судьбы и возможно, они уехали из нашего маленького городка?

Хорошо, что есть дед! Он живёт в Миньяре много лет и, наверное, сможет помочь. Крепко держа важную находку в руках, я бегу к нему. Моя семья – моя опора. Конечно же, дед знает этих людей. Часть из них не живёт в Миньяре, но вот по списку заместитель председателя отряда, юная Наталья Бредис – это моя воспитательница в садике и соседка по подъезду Наталья Геннадьевна Хорошева. Она окончила школу в 1983 году, в 1986 году окончила Челябинское педагогическое училище и стала воспитателем.

Наталья Геннадьевна рассказывает: «Для меня советский период – это, в первую очередь, воспоминания о времени, прожитом в пионерском движении. Общение, дружба.

В школе самым главным органом самоуправления пионерской дружины был пионерский сбор. На нём выбирался Совет дружины,  во главе его стоял председатель Совета дружины. Он выбирался из числа Совета дружины голосованием. В каждом пионерском отряде был председатель Совета отряда. Отряд делился по интересам на пионерские звенья. Ими руководили звеньевые. У каждого пионерского отряда был свой флаг, горн, барабан. Выносить флаг отряда и знамя дружины могли только лучшие пионеры. В каждом отряде имелись свой горнист и барабанщик.

В 70-е годы прошлого столетия программа деятельности пионеров называлась «Маршем юных ленинцев», а направления деятельности – маршрутами. Каждый маршрут наполнялся конкретными делами, акциями мероприятиями, проникнутыми заботой и пользой для себя, для окружающих, для всей страны. Вся деятельность определялась законами пионеров.

Например, был закон «Пионер предан Родине, партии, коммунизму». Согласно ему, пионеры учились любить родину, изучали ее историю и природу, знакомились с жизнью замечательных людей России и своего города. Старались учиться на совесть, участвовали в движении «Ни одного отстающего рядом». Вносили посильный вклад в развитие своего города и страны. Пионеры участвовали в сборе металлолома и макулатуры, озеленении города и пришкольной территории, изготовлении кормушек для птиц, принимали участие в  акции «Живи, книга», оказывали помощь шефствующим предприятиям — Миньярскому карьеру и Биянковскому щебеночному заводу.

Пионеры всегда стремились стать лучшими в учёбе, труде и спорте. Баскетбольные, шахматные турниры, пионербол,  турнир «Кожаный мяч», лыжные гонки, «Весёлые старты», турслеты и турпоходы – любимое времяпрепровождение пионеров.

Или вот закон «Пионер готовится стать комсомольцем».

Здесь пионеры изучали историю Пионерской  организации. Каждый отряд шефствовал над учениками младших классов. В дружине была организована школа будущего пионера, где старшие пионеры проводили работу с октябрятами, знакомили их с Законами  пионеров, с атрибутами Пионерской организации, учили барабанить и горнить.

Важен был закон «Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран».  Воспитывая детей в духе интернационализма, пионерская организация проводила большие политические акции и митинги солидарности.

Следуя этому закону, пионеры участвовали в экспедиции «Моя Родина — СССР». Любимым мероприятием был фестиваль «15 республик- 15 сестер». Каждый пионерский отряд представлял одну из республик бывшего СССР: шили костюмы, разучивали стихи и песни. Подбирали интересный материал, оформляли стенгазеты.

Одной из форм работы пионерской дружины школы  на этом маршруте была работа с периодической печатью. Пионеры знакомились с материалами «Пионерской правды», журналами «Пионер», «Костёр», проводили политинформации, радиолинейки. Пионеры включались в движение «Мы за мир!

Наталья Геннадьевна уверена, что пионерия – это время, в котором нужно было торопиться всё успеть. Все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, заряжать людей энергией знаний, умений, торопиться узнать новое. Так в стране воспитывались стойкие, терпеливые, мужественные, ответственные, добрые, интересные люди.

Наталья Геннадьевна – организатор всего нашего подъезда. Это её цветы всегда стоят на окнах коридора, это она облагородила давно забытую всеми клумбу у входа и теперь там живут игрушечные собаки и мишки. И все остальные жители, видя её пример, подключились к работе с цветами. Она покрасила маленький забор и собрала со всего подъезда деньги на краску для входной двери. Она — всегда в хлопотах, хотя уже на пенсии. Наталья Геннадьевна увлекается скандинавской ходьбой, много читает. И говорит, что её так воспитали и приучили.

Ещё один человек, с которым мне удалось поговорить из списка отряда «Товарищ» пионерского лагеря «Весёлый» — Гуля Хабибулина.

Гульнара Мустафьевна Хабибулина рассказывает: «Я любила летние каникулы и пионерский школьный летний лагерь. Учителя переставали быть строгими и азартно гоняли с нами в футбол. А также отплясывали по вечерам на дискотеках после ужина, и вообще – что только ни устраивали! Им самим все это очень нравилось. Конкурс живых картин, для которого все гримировались, и отрядных танцев – их старательно репетировали.

Гульнара Мустафьевна вспоминает, что частыми гостями пионерских отрядов были ветераны Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, передовики производства, люди интересных профессий.

Пионерские отряды   получали краеведческое задание.  Выполняя его, ребята собирали материал о первых пионерах города, о первых пионервожатых, о ветеранах, о героях гражданской войны, о миньярцах, прославивших наш город.  Пионеры изучали природные богатства нашего района, описывали родники нашего города, исследовали реки Сим и Миньяр.

Большое внимание уделялось тимуровской работе. Каждый пионерский отряд брал шефство над престарелыми людьми. Ребята кололи дрова, работали в огороде, чистили снег, поздравляли с праздниками. О проделанной работе отчитывались на Слёте тимуровцев.

  

В пионерском отряде, дружине, каждый пионер имел поручение, определённую нагрузку, и он должен отчитываться перед товарищами за выполнение поручения. Поручения давались по интересам пионеров. Всё было продумано до мелочей. Вот потому пионерская жизнь была не скучной, а интереснойНе только подобрать, но и заинтересовать их этой работой, многому научить: как подготовить и провести пионерские сборы, всё знать о пионерской символике, пионерских ритуалах и как их выполнять. Для этого регулярно проводились практические занятия с отрядными вожатыми.

Пионеры собирали много металлолома, ценных лекарственных и пищевых растений, макулатуры, сберегали тысячи книг и учебников. На средства пионерских дружин в стране были открыты памятники пионерам–героям. По инициативе пионеров проходили массовые воскресники по благоустройству городов и сел, геологические походы. Юные ленинцы участвовали в акциях по охране природы и памятников старины. Повсеместно действовали «зеленые патрули», «пионерские лесничества», «голубые дозоры». Большую популярность завоевала пионерская военно–спортивная игра «Зарница». Участвуя в ней, пионеры приобретали специальные умения и навыки, изучали историю вооруженных сил.

Гульнара Мустафьевна Хабибулина сегодня сохраняет активную жизненную позицию. Она — участник общественной жизни нашего небольшого городка, председатель Миньярского общества инвалидов. И она тоже подчёркивает, что так её воспитала пионерская организация.

Мой «Мост времени» берёт своё начало в 1978 году и появился он благодаря находке в музее и моей семье. Теперь я понимаю, что пионерия – это незабываемая пора для всех, кто был воспитан в этой организации. Судьбы взрослых людей, бывших пионеров, складывались по-разному. Не все из них стали активными общественными деятелями, начальниками, бизнесменами, но все они стали порядочными, совестливыми, обязательными и ответственными людьми. Они стремятся навести порядок вокруг, спокойно, терпеливо улучшают окружающую жизнь, они её украшают всеми доступными средствами. В наше время эгоизма и борьбы за личные блага, бывшие пионеры — те люди, которые умеют коллективные приоритеты ставить выше личных, они умеют участвовать в общественной работе и не «тянуть на себя одеяло», умеют быть частью общества, скромной, но очень нужной её частью.

Сегодня очень много говорят о роли личности, о индивидуальности, о значимых проектах, но, работая над этой статьёй, я неожиданно понял, что большие дела не делаются индивидуально, они – коллективная работа, где каждый член коллектива общее дело считает своим личным, важным и, отвечая за него, он способен поступиться своим «Я». При этом общее дело очень выигрывает, удаётся. В пионерской организации каждый человек — незаменимая часть коллектива, он обязан быть добросовестным в работе и честным перед другими. Наверное, бывших пионеров не бывает, они всегда готовы прийти на помощь товарищу, соседу, другу, стараются быть в курсе мировых событий, сопереживать другим странам, быть верным своей стране, они хорошо знают и любят свою Родину, они знакомы с её героями, они умеют общаться с окружающими, дружить. Такая команда способна на великие дела!

Теперь я понимаю, что пионерское детство моих сверстников было очень насыщено разными событиями и коллективными делами, и ещё я понимаю, что многие качества, воспитанные в детстве, человек сохраняет, проносит через свою жизнь и улучшает. Главное – воспитание!»

Иван Рычков 8 «а» класс, школа №4 г.Миньяр

Система Orphus
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com