Передача знаний об истории родного края — дело всей жизни Л. Таракановой
— Я коренная миньярочка, — рассказывает Людмила Александровна. — Здесь окончила школу и стала работать пионервожатой. Детей я любила, думаю, это взаимно. Поработав два года вожатой в школе № 1, поступила в педагогический институт на исторический факультет. Учеников в те годы было много, и мне, еще студентке, предложили преподавать историю в пятых классах. Так исполнилась моя давняя мечта — я стала учителем.
Тогда в школу № 1 пришла целая плеяда молодых учителей, с которыми мне посчастливилось работать. Многие из них внесли большой вклад в развитие образования на Южном Урале. Это Л.А. Солдатова, Т.Н. Давыдова, Г.Ф. Рычкова, В.Б. Мирошниченко, С.Н. Кореченкова, О.Ю. Жарикова. Во многом это заслуга наших наставников и старших коллег — К.П. Рудаковой, М.Г. Смирновой, Е.А Коржаковой, К.В.Грачевой. Думаю, без их советов, помощи, участия мы никогда не стали теми, кем являемся сегодня. Учителю всегда нужно учиться, что мы и делали. Ашинский район славился сильной исторической секцией, у истоков которой стояли В.В. Манушин, В.Я. Кейлин, Н.Н. Агуреев. Мы регулярно собирались, чтобы обсудить методику преподавания, поделиться бы своими наработками, успехами и неудачами на педагогической ниве. До сих пор помню, как в течение трех месяцев почти каждый день я ездила в Ашу на утренней электричке, чтобы послушать, как преподавала курс новой истории М.Э. Порошина. Посижу на двух уроках и опять на электричке в Миньяр, как раз успевала ко второй смене.
Не заметить такую самоотверженность было невозможно. Поэтому, когда в Миньяре была организована станция детско-юношеского туризма, ее руководитель В.И. Быков пригласил нашу героиню на должность методиста по этнографии.
— У нас не было ни опыта преподавания этнографии, ни методических разработок, — вспоминает Людмила Александровна. —Лично мне во многом помогло бабушкино воспитание. Пока родители были на работе, мной занималась бабуля, Мария Игнатьевна Рогова. Ее уклад жизни был поистине этнографичный. Еда из русской печи, вычесывание, прядение, а затем и вязание из овечьей шерсти. И все это с шуткамиприбаутками, побасенками и песнями, которых бабушка знала несметное количество.
Сегодня в Миньяре Людмилу Александровну знают, любят и уважают как директора Миньярского историко-краеведческого музея, который она возглавляет более 20 лет.
— До 1996 года наш музей был заводским, им руководил замечательный миньярский краевед А.И. Чертов. Благодаря ему был собран фонд численностью более пяти тысяч экспонатов. Но Алексею Игнатьевичу пришло время уходить на заслуженный отдых, и, зная о моей любви к истории родного края, он предложил мне возглавить музей. В 90-е годы это было непростым решением. Но, когда я представила, что музей, созданный трудами наших земляков Н. Портнова, Г.С. Мартынова, А.С. Горшковой, В.Ф. Пысина, Н.Я. Капуркина, может закрыться, согласилась. Первым делом новый директор занялась ремонтом музейных помещений.
— Не секрет, что один в поле не воин, — продолжает Людмила Александровна. — Поэтому я очень благодарна своим землякам В.Г. Мартынову, С.А. и С.С. Шагдамовым, В.П. Шведову, Н.Н. Дубровину, которые никогда не отказывали в помощи.
Сегодня Миньярский историко-краеведческий музей — это один из культурных центров Ашинского района, где регулярно проходят выставки, творческие вечера, поэтические гостиные. В его фондах находится более 11 тысяч единиц хранения, и их число постоянно растет. Среди самых ценных: уникальные фарфоровые часы 19 века, некогда принадлежавшие гражданской жене революционера М. Гузакова Вере Кувайцевой. Костюм «уральская парочка» из семьи академика И.Курчатова, подшивка первого в Европе журнала для детей «Гуттэ комрад» («Добрый товарищ»), уникальная коллекция старинных елочных игрушек, коллекция самоваров, а еще плетеный лошадиный лапоть. Подобного не встретишь больше ни в одном краеведческом музее России.
Юлия Романюк, фото автора