«Есть люди, которые с неохотой идут на работу, меня же ноги сами туда несут», — отмечает Вячеслав Токарев
Родился Вячеслав Николаевич в многодетной семье и рос вместе с пятью братьями и сестрой. Он с самого детства любил рисовать, что в дальнейшем отразилось на его судьбе. Учился будущий гравёр в средней школе села Улу-Теляк, из школьных дисциплин ему особенно нравились черчение, геометрия и рисование.
В 1984 году Вячеслав Токарев поступил в Симское профессиональное училище на специальность слесаря-инструментальщика. Досрочно сдав все экзамены и окончив учебное заведение с отличием, юноша отправился в армию.После двух лет службы в городе Комсомольск-на-Амуре вернулся в семью, но его родители в то время уже переехали в Ашу. И вот тогда, 12 февраля 1990 года, Вячеслав Токарев пришёл устраиваться на работу в Ашинский металлургический завод в цех столовых приборов (ЦСП) по своей специальности.
— Вакансии слесарей были заняты, мне предложили попробовать себя гравёром. Так как слесарь-инструментальщик тоже приветствовался в этой профессии, я не был против, — рассказывает наш герой. — Попросили нарисовать что-нибудь, я срисовал советский бумажный рубль. Тогда начальник посмеялся и спросил, не подделываю ли я случайно деньги? После такого представления меня сразу приняли на работу.
Учителем мастерству гравёра для Вячеслава Токарева стал Николай Николаевич Белобров. Обладая богатым опытом, наставник старался передать все секреты мастерства своему ученику.
— Это великий мастер своего дела, который был для меня наставником не только в работе, но и в жизни, — добавляет Вячеслав Токарев.
Известный гравёр Борис Алексеевич Добротиноднажды сказал: «Нельзя считать себя гравёром в полном смысле этого слова, если ты не владеешь в совершенстве профессией слесаря». В профессии гравёра нужно иметь пространственное мышление, твёрдую руку, чёткий отработанный глазомер. Это поможет облегчить процесс построения изображения на плоскости. Уметь уменьшать шрифт в требуемом масштабе, пользоваться слесарными инструментами при обработке эскизов и орнаментов — всё это важная часть работы гравёра.
— Основная моя работа — это гравировка чеканочных штампов, — продолжает Вячеслав Николаевич. — На гладкую поверхность наносится краска или раствор медного купороса, тонко заточенной чертилкой (стикером) прорисовывается рисунок, соблюдая все пропорции. Потом разметочным штихелем углубляем разметочные линии, и разными штихелями по своей конфигурации создаём объёмный рисунок, убирая лишний металл. Вся работа выполняется при помощи оптического прибора, закреплённого на штатив, увеличивающий рисунок в девять раз.
— Я просто влюбился в эту профессию, — добавляет мастер. — Если я что-то создаю, то ухожу в процесс с головой. Эта работа для меня два в одном: и работа и хобби. В ней я нашёл себя!
Таблички с работами мастера можно увидеть в нескольких частях города. Его руками выполнена табличка на «Обелиске в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» на улице Ленина в начале пешеходной Аллеи мира. Его узнаваемый стиль — на табличке в РДК «Металлург», где скрыта «Капсула времени» с посланием будущим поколениям ашинцев.
Ирина Новикова
Фото: Павел Русских