Главная / НОВОСТИ / Миньяр готовится к 245-летнему юбилею

Миньяр готовится к 245-летнему юбилею

Историю уральской глубинки рассказывают местные краеведы

Территория Урала, особенно Южного — исторически сформировавшийся регион, где веками развивались самые различные этнические группы и национальные культуры.

 

Великое переселение народов

Именно здесь проходили волны племен, переселявшихся из Азии в Европу и из Европы в Азию. Шли племена аланов, сарматов, савров и севров, гуннов и монголо-татар. Некоторая часть данных народов оседала в наших краях, где были реки и озера, кишащие рыбой, прекрасные пастбища для скота, леса, изобиловавшие промысловым и пушным зверем, где еще во времена неолита люди нашли залежи меди и железа, научились обрабатывать металл. Так сформировалась башкирская народность.

Уже с 14-го века нередкими гостями были здесь и русские люди. Это были жители Рязанского и других княжеств восточной части Руси, которые отыскивали для своих сородичей удобные торговые пути, богатые охотничьи угодья. Назывались эти смелые и предприимчивые путешественники по рекам и по суше «бродниками». Так постепенно веками осваивался, обживался древний Каменный пояс, ставший частью нашей страны.

В начале 18-го века пришли на территорию нынешнего горнозаводского округа Челябинской области русские промышленники, началось бурное строительство. «Отцы — основатели» Симского горного округа И.Б. Твердышев и И.С. Мясников хорошо понимали, что местное башкирское население — это трудовой резерв для работы на лесоповале, углежжении, вывозе леса и древесного угля. Они быстро нашли общий язык с башкирской родовой знатью, а простым труженикам сжиться вместе было еще проще — в повседневной жизни, в работе русские переселенцы перенимали у башкир приемы охоты, рыбной ловли, бортничества, наиболее удобные в условиях Урала, учили башкирское население возделыванию земли, обработке льна, строительству бревенчатых жилищ.

 

Многонациональный Урал

Конечно, не обходилось и без конфликтов, но власти решительно пресекали их, стараясь учитывать интересы обеих сторон. Этого требовало царское правительство, поскольку башкирские племена еще в начале 18-го века принесли присягу на верность России и исправно платили дань, да и при выделении земель для русских переселенцев они проявляли лояльность и щедрость. Башкирский народ видел, что с русскими пришел к ним взаимовыгодный товарообмен, что Россия надежно защитила их от агрессивных тюркоязычных племен, кочевавших на территории нынешнего Казахстана.

Еще одна мощная волна переселенцев пришла на Южный Урал с западных губерний России в начале 20-го века, в годы проведения столыпинской аграрной реформы. Украинцы, белорусы, прибалты, поволжские немцы, народы Поволжья влились в число жителей Южного Урала. В советские годы при проведении индустриализации появились в нашей местности большие группы марийцев, чувашей, мордвы. Это сельская молодежь Приуралья приехала для работы на промышленных предприятиях. В годы Великой Отечественной войны все вместе защищали Родину, героически сражаясь на фронтах, ковали Победу в цехах заводов. На Стене Памяти в зале боевой славы миньярского музея среди русских имен десятки украинских, белорусских, мордовских, башкирских, татарских.

 

Мы связаны одной судьбой

Давно уже миньярцы без различий в национальностях вместе учатся, трудятся, отмечают семейные и всенародные праздники. Мы связаны общностью территории проживания, общностью исторической судьбы. Но мы вовсе не хотим, чтобы самобытные, имеющие свою историю и культуру народы нашего региона слились в безликий конгломерат. Наоборот, необходимо сделать все, чтобы каждая национальная культура развивалась, текла, как светлая струя, в общем потоке российской культуры.

В Миньяре многое делается в этом направлении. Хорошо известны в Челябинской области и за ее пределами русские народные вокальные коллективы. В миньярском дворце культуры уже много лет работает татаро-башкирский певческий коллектив «Миляш». Он уверенно набирает известность, имеет своих поклонников среди земляков. В залах музея есть экспонаты, представляющие различные этносы нашего края.

В образовательных учреждениях Миньяра ведется активная краеведческая работа, в том числе по изучению этнографии башкирского народа. Изучаются родословия башкирских семей, обрядность, национальный костюм. Ежегодно проводимый в Миньяре татаро-башкирский праздник Сабантуй собирает гостей со всего района. Здесь всем бывает весело и интересно. А как замечательно проходит в Миньяре Масленица!

Традиционные веселые конкурсы, аппетитные блины, ароматные шашлыки нравятся всем. Миньярская Свято-Введенская церковь возрождает лучшие православные традиции. Само здание церкви сейчас представляет собой прекрасный, возрожденный из запустения памятник русской культуры. Многое делает и мусульманская община Миньяра для помощи многодетным и малообеспеченным семьям, для сохранения бережного отношения к лучшим гуманистическим канонам религии. Патриотизм, равные возможности для всех, взаимоуважение — эти идеи объединяют уральцев.

 

Л. Тараканова, директор миньярского историко-краеведческого музея. Фото А. Васильев

Система Orphus
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com