Главная / ПРАЗДНИКИ / Откуда пришёл в Россию вертеп, который было принято показывать на Рождество?

Откуда пришёл в Россию вертеп, который было принято показывать на Рождество?

Первые рождественские вертепы служили простым людям наглядной проповедью

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому — славильщики. Радостно, с песнями и стихами они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

«И ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Книга пророка Михея, глава 5, стих 2). Это пророчество вспомнили иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их о месте, где должен родиться Мессия. Вифлеем, «Дом Хлеба», стал родиной Того, Кто называл Себя Хлебом Жизни. Господь и Спаситель пришел не в образе царя или воина, не как сын первосвященника или знатока закона, он родился от жены бедного плотника Иосифа в хлеву, потому что все гостиницы города были заняты. Колыбелью младенцу служили ясли. Согревали его, по древнему церковному преданию, животные: вол и осел.

Документы второго века говорят, что жители Вифлеема указывали на одну из многочисленных пещер в окрестностях города как на место рождения Господа. В IV веке  над этой пещерой (по-старославянски «вертеп») была построена базилика Рождества Христова. Сам вертеп, довольно длинный и узкий, находится под амвоном храма. Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой, позолоченной и украшенной драгоценными камнями. Над ней висят шестнадцать лампад, из которых шесть принадлежат православным, шесть армянам и четыре католикам. На время рождественских праздников здесь, как и во многих храмах по всему миру, устраивается «вертеп» — композиция, воспроизводящая сцены Рождества Христова и последующих событий.

Именно такие статичные панорамы были самыми первыми и самыми распространенными изображениями праздничных событий. «Рождественские ясли» устраивались в церквях Рима еще при папе Сиксте Третьем в V веке. Панорама в то время представляла собой пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились бык и осел, рядом — спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Постепенно вертепы стали переносными, их стали разносить по домам прихожан, показ сопровождался песнями и рассказами о евангельских событиях и просьбой о подаянии. Так родилась еще одна форма вертепа — театральное представление, ставшая наиболее популярной в средние века.

Первоначально распространению вертепов на Руси способствовали иерархи Церкви, преподаватели и учащиеся братских школ, перенимая методику католиков-униатов, активно использовавших рождественские представления для проповеди среди простого люда. Церковь справедливо рассудила, что самый прямой и доступный путь к сердцу малообразованных граждан, не знавших языков — иллюстрация библейских сюжетов. Однако со временем спектакли стали включать в себя светские элементы, после чего отношение к вертепу изменилось. Он постепенно вытесняется из церковной сферы, становится народным и распространяется по всей России от западных рубежей до Сибири.

Наибольшее распространение на территории Российской Империи вертепы получили в XVIII-XIX веках. Преобладающими в таких представлениях стали уже небиблейские персонажи: Дьячок, Солдат, Жид, Дед и Баба и другие. После 1917 года вертепная традиция стала угасать, поскольку рождественские представления были фактически приравнены к религиозной пропаганде. В настоящее время сценки с изображением Рождества Христова вновь становятся широко распространенными. Это касается как панорам, которые теперь сооружаются практически в каждом храме, так и вертепных театров.

Информация предоставлена Челябинской епархией

Система Orphus
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com