Кажется, что за десятилетия строительства социалистического будущего, строить мы как раз и разучились
Поскольку все эти годы возводили только гаражи да домики на своих шести сотках. И теперь, когда и всё можно, и средства позволяют, мы продолжаем заполнять этот мир двух-, трех, пятиэтажными унылыми «коробками»…
— Строители в этом не виноваты! — защищает своих коллег инженер-строитель Тамара Брыкина, — ведь решающее слово всегда остаётся за заказчиком. Мы воплощаем в жизнь его пожелания, которые, чаще всего, ограничиваются предложениями из Интернета. Все хотят видеть только то, что до них уже строили. Предлагаем заказчикам многое, но чаще всего получаем отказ: необычно, дорого… Например, со студенческих времен я люблю в своих проектах использовать стекло. Большие окна, сверкающие витрины — возможностей много, но, опять же, нет ответного желания. Сколько магазинов у нас появилось за последние десятилетия, но ведь они все «слепые»! За счет окон заказчики экономят полезную площадь магазина. Помните, как сверкал витринами «Гастроном»? Сейчас они все заставлены стеллажами… В прошлом году мы с внуками ездили в Париж, там все миниатюрное: дворики, кафешки, магазинчики. Но! Даже в самом маленьком магазине — огромные, без переплетов, окна и двери, они так и называются «французские». И это так красиво, так гармонично!
О своей работе Тамара Михайловна Брыкина может говорить бесконечно. Профессия строителя, которой она посвятила 40 лет своей жизни, для этой женщины — состояние души. В какой момент проснулся в ней интерес к этой тяжелой и, по сути своей, мужской профессии, неизвестно. Никаких видимых предпосылок к тому не было. В Верхнеуральске, где Тамара родилась, — только два архитектурных изыска: старинная церковь да одноэтажный кинотеатр. Жила она в частном доме, отец работал механиком, мама — учителем начальных классов. А Тамаре почему-то хотелось возводить высотные здания, подобные тем, что видела по телевизору: современные, лаконичные, из стекла и бетона!
Магнитогорск, куда отправилась Тамара за своей мечтой, находился всего в 60-ти километрах от её дома, это и определило выбор учебного заведения — горно-металлургический институт, строительный факультет. Училась взахлеб и научилась многому! Сметы, расчеты и прочая строительная рутина скучными девушке не казались. А уж когда дело дошло до практической работы, окончательно убедилась студентка, что нашла своё призвание! Распределили Тамару Брыкину в Златоустовский строительный трест. Оттуда она попала в неведомую ей Ашу, которую сорок лет назад назвать районным центром можно было с большой натяжкой. Несколько пятиэтажек в окружении частных домов — бескрайнее поле приложения творческих усилий строителя! В те годы «Ашастрой», где трудилась Тамара Брыкина, работал по-ударному: возводя детские сады, школу №7, знаменитые девятиэтажки. Позднее, в 90-х годах, Тамара Михайловна работала начальником производственно-технического отдела СМУ ОАО «Ашинский метзавод», который строил производственные корпуса метзавода.
Счастливая женщина, Тамара Михайловна, более сорока лет не изменяет своему любимому делу. И, проходя по современной и цветущей Аше, она с гордостью напевает известную песенку Марка Бернеса: «Стоят дворцы, стоят вокзалы, и заводские корпуса!» Сейчас, когда Т.М. Брыкина на пенсии, её созидательное дело намерена продолжить внучка Анастасия. Она, успешно сдав ЕГЭ, подала документы в Санкт-Петербургский строительный вуз. Тамара Михайловна рано разглядела в любознательной внучке талант архитектора и строителя и ненавязчиво посвящала её в азы самой лучшей, на её взгляд, профессии на земле. И уже в восьмом классе Настя уверенно разрабатывала различные архитектурные проекты. А сколько творческих идей подарили ей многочисленные путешествия с бабушкой!
— Мы обе любим архитектурный туризм, который дает возможность полюбоваться творением рук человеческих, — говорит Тамара Михайловна. — В завершении насыщенного экскурсиями дня возвратившись в гостиницу, вместе с внучкой можем ещё долго обсуждать увиденное. Мы поняли, путешествуя по миру, что нет стилей хороших и плохих, в каждом — своя неповторимая прелесть. По большому счету, стиль — ничто, а красота и гармония — всё!
Юлия Сергеева