На данный момент ее работ нет только в Австралии и Антарктиде
С Еленой Поповой мы познакомились случайно. Встретились у общих знакомых, разговорились. Как оказалось, моя собеседница увлекается прикладным искусством. Позднее, любуясь творениями ее рук, я спросила:
— Елена, что больше всего хочется создавать?
— Мне нравится делать чудо.
В этом ответе вся она. Мастерица не планирует заранее, чем будет заниматься в ближайшем будущем. Увлечения, одно за другим, приходят к ней сами.
— Захотелось создавать кукол — осваиваю это направление творчества, — говорит она. — Появилось желание писать иконы — пишу.
И так во всем. Но в жизни ничего не бывает просто так. Все когда-то с чего-то начинается. Росла Лена в творческой семье. Папа, Анатолий Ефимович Автаев, увлекался чеканкой по металлу и резьбой по дереву. Мама, Людмила Григорьевна, делала кукол из папье-маше.
— Где-то лет с трех я постоянно крутилась возле родителей. К семи годам умела чеканить, держать в руках тесак, кисточку и карандаш, — рассказывает она. — К этому возрасту у меня было и свое увлечение — природные камни. Интерес к ним появился лет в пять. А в семь лет в доме уже была коллекция из 150 уральских самоцветов. Камушки находила сама, приносили родители и их друзья.
Елена не просто собирала красивые камни, она знала все о каждом из них. Ее детской мечтой была книга Шульмана «Мир камней». Накопив денег, она купила первый том в подарок папе на день рождения.
— И, конечно, прочитала всю книгу, как говорится, от корки до корки, — улыбаясь, вспоминает Елена. — Через два года купила второй том этой книги. Знала все формулы камней, их описание, химический состав, как они используются ювелирами, как обрабатываются. Я с упоением читала «Мир камней», наверное, как другие читают сказки.
Видя серьезные наклонности дочери, родители решили отдать ее в художественную школу. Но там Лена очень быстро заскучала.
— Лучшими учителями для меня были родители. Они никогда не заставляли что-то делать. Просто поощряли то, чем я увлекалась. Сейчас я своих детей отпускаю в «свободное плавание». Сын увлечен резьбой по дереву, как, впрочем, и муж. Они вдвоем готовят мне доски под иконы. А дочь, ей пятый год, сама расписала скамеечку для сценки из «Мастера и Маргарита» М. Булгакова.
В школе Елена всем своим подругам делала украшения из камня. Крутила из медной проволоки колечки, цепочки, застежки для кулонов и сережек. И как сапожник без сапог, сама всегда оставалась без украшений.
— У меня и сейчас ничего практически нет. Надену на выставку или фестиваль комплект бижутерии, он обязательно понравится кому-то из посетителей.
После школы она поступила в Магнитогорский педагогический институт и параллельно посещала там же отделение декоративно-прикладного искусства. Тогда же начала писать картины, увлеклась росписью яиц, батиком.
— У меня была изостудия, дети приходили самые разные, — рассказывает Елена. — Мне нравилось с ними работать. Особенно с теми, у кого были какие-то внутренние комплексы. Привела как-то мама мальчика, который боялся абсолютно всего. Стала я с ним заниматься. Натяну ткань для росписи, а он капнет краской и испуганно смотрит. Боится, что испачкал ткань. Смываем краску, начинаем все заново. Так шаг за шагом у нас с ним родился первый батик. Теперь этот мальчик музыкант, лауреат многих конкурсов.
То, что ее работы и она сама творят чудеса, рассказывают их обладатели на ее страничке в Интернете или сообщают лично через друзей и знакомых. Вспомню только одну историю. На одной из выставок побывала супружеская пара из Москвы. У них серьезно болел ребенок. Увидев творения Елены, они попросили ее написать для них икону Святого Пантелеймона. Заказ поступил в 19 часов. Мастерица работала всю ночь, в восемь утра родители мальчика увезли еще сырую икону в Москву.
— Потом они позвонили и сказали, что малыш вышел из комы. Сейчас у него все в порядке со здоровьем, — говорит моя собеседница.
Иконы Елена стала писать, после того как сама тяжело заболела. Именно тогда пришло это непреодолимое желание. Священнослужители из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга благословили на святое дело. С тех пор изображение под ее кистью словно становится целебным.
Восстанавливается она после написания очередной работы на земле. Едет с семьей в сад — копает, пропалывает, просто вдыхает в себя ароматы природы.
Не берусь рассказать о всех направлениях ее творческой деятельности, но о куклах трудно умолчать. Заказы на них поступают, в буквальном смысле, со всех концов мира.
— Когда только начинала, отмечала на карте вначале города России, потом — мира, — делится Елена. — Моих работ на данный момент нет только в Австралии и Антарктиде. Сейчас поступил заказ из США. Три куклы из «Мастера и Маргариты» скоро улетят в Нью-Йорк. Туда же я отправляла серию героев из «Алисы в стране чудес». Много моих кукол в Германии, Чехии, Бразилии.
Разглядывая фигурки Петра Первого, Бориса Годунова, Ивана Грозного, образы современных актеров, не могу не спросить:
— Как доставляются работы заказчикам?
— Через знакомых, курьеров. Мое дело — выполнить заказ. После чего обязательно кто-то позвонит в дверь, и кукла, икона или коллекция зверушек будут непременно доставлены адресату.
— У вас, наверное, большая мастерская?
— Мне не нужна мастерская. Я работаю на кухне в своей двухкомнатной квартире. Там стоит огромный стол. И этого достаточно. Дома меня стены подпитывают, дают энергию.
Я перебираю в руках украшения из уральских камней, розы из фарфора, удивляюсь искусно нанесенному макияжу на куклах, кольчуге на Илье Муромце, которую, как выясняется, плели всей семьей, не могу не спросить в завершение нашей встречи:
— О чем мечтается еще?
— Очень хочу освоить технику валяния из шерсти, — отвечает Е. Попова. — Огромное желание создать большой палантин с оригинальным рисунком.
Совершенству нет предела так же, как нет границ для настоящего творца — ни творческих, ни географических. Как говорил классик: «Красота спасет мир», и такие мастера, как наша землячка Елена Попова, делают окружающую действительность прекрасной, создавая чудеса своими руками.
Нина Чалова